ДОЛИНА КАТМАНДУ -На мотоцикле

Бунгамати - Кхокна - Храм Ганешу - ущелье Чобах - Киртипур - Чангу Нараян - Нагаркот - Панаути - Дхуликель -Будханилкантха

Тридцатый день

.Мы снова в Катманду. После катания по Непалу Катманду показался родным и привычным. Улицы переполнены торговцами. Кругом очень мало европейских лиц, товары повсюду, они лежат на земле, проплывают мимо на головах, проезжают на велосипедах и повозках: курицы в плетеных корзинках, свежие овощи и фрукты, горки пряностей, медные горшки. Продавецы всякой мелочевкой преследуют нас.
Женщины в цветастых сари моют детей и себя, стирают и набирают воду. За исключением электричества в домах ничего нет - ни водопровода, ни отопления.

Местные дамы миловидны. Выразительные глаза на смуглом лице. Лоб украшает красная точка - "тика " - знак благословения, полученный от старших в семье. Сари самых разнообразных цветов и оттенков. Если женщина носит сари красного цвета - значит, она счастлива. Вдова никогда не оденет красного.
Светофоры практически отсутствуют как класс. Я видела только два перекрестка с ними. Движение хаотичное, все сигналят по малейшему поводу. Сигналы не несут агрессивного оттенка - это просто предупреждение - "я еду". Водители стараются занять центр дороги - так удобнее, иначе выжмут на обочину. Скорости низкие, аварии редки. Улицы часто узкие, поэтому пешеходам надо двигаться по левой стороне, так сказать, прогнозируемо не делая резких движений, чтобы водители могли рассчитывать свой маневр. Вот в этом хаосе мы рискнули взять на прокат мотоцикл на 5 дней.(500рупий – 1 день). Можно было торговаться еще, но мы хотели только автомат, и он был в данное время только один. По этому взяли почти не торгуясь. Неспешно, тронулись к Сваямбуднах. Смотреть закат солнца.

Тридцать первый день

Утром поездка к югу от Катманду в Бунгамати, место рождения Хранителя долины Катманду. Здесь находится храм Хранителя, где он проводит 6 месяцев в году. Здесь мало туристов, но это место весьма значимо для жителей долины. В Бунгамати живут неварские крестьяне. Деревня сосуществовала уже 2000 лет назад. В кривых улочках можно наблюдать за работай крестьян, резчиков по дереву, вязальщиков ковров. В центре деревни массивный храм Махендранатха.

Стоит он на просторной площади сплошь покрытой циновками с сушащемся рисом. Вокруг несколько часовень. Здесь находится маска Бхайравы к югу от храма, на втором этаже.

Далее поехали в деревню Кхокна, сохранившую старинный уклад неварской жизни. Это место знаменито производством горчичного масла. На улицах также можно видеть женщин за традиционной пряжей шерсти. В деревне - храм Шакали Маи, местного материнского божества

Следующий пункт – живописный храм Адинатх, находящийся на вершине холма, с которого открывается изумительная панорама покрытых снегом горных вершин. Это храм Ганешу. Много индусов и не одного туриста. Мне поставил смотритель храма тику и одел веночек на шею. Просто так не требуя денег

Затем возвращение через ущелье Чобар, пробитого однажды Манджушри. Внизу есть пещеры, местные дети привязывали веревки к дереву и уходили в темноту. Мы бы пошли но у нас не было фонариков.

Рядом находится храм Джал –Биньяк. (17 век)

Далее по маршруту старинный маленький город Киртипур, который в древние времена даже был независимым королевством. Независимость сохранялась благодаря уникальному расположению на вершине холма для защиты от нападений. Царь гурков, желая захватить столь ценный форпост в 1768 году, встретил здесь яростное сопротивление. Город все-таки пал, и наказание жителей было столь ужасным, что вскоре все остальные города Катманду, Патан и Бхактапур сдались практически без сопротивления

У любой достопримечательности словно из-под земли вырастает непрошеный гид, желающий обогатить вас нехитрой информацией, естественно, за ваши деньги. Но этот паренек нам действительно помог и с парковкой, обращая внимание на некоторые детали которые при самостоятельном осмотре мы бы и не заметили. (50 рупий для нас это не деньги).Со смотровой площадки Катманду виден как на ладони. Возвращаемся в отель.

Тридцать второй день.

Утром выезд к великолепному храму Чангу Нараян, расположенному к востоку в 22 км от Катманду. Этот, исторических храм бога Вишну стоит на высоком холме. Хотя храм был заново отстроен в 1702 г, многие скальные изображения вокруг свидетельствуют о его закладке в 4 веке. Здесь много витиеватых архитектурных украшений и композиций и мало туристов из-за труднодоступности. Есть такая легенда. Один пастух заметил, что исчезло молоку у его самой лучшей коровы. Он рассказал об этом хозяину и они решили проследить за коровой и узнать, почему у нее так резко снизились удои. Долго не могли они заметить ничего странного, но однажды увидели, как из дерева, возле которого любила пастись корова, выскочил маленький мальчик, припал к ее вымени и выпил все молоко. Удивились пастух и хозяин, взяли топоры и давай рубить дерево! А из дерева хлынула кровь. А когда ствол упал, то они увидели, что из пня на них смотрит лицо. Злое лицо, неприятное. Мальчиком этим оказался злой дух, который раньше был князем и много лет назад убил отца владельца коровы, за что был заточен в дерево, где и томился, а по ночам крал молоко у коров, чтобы покушать. На месте этого дерева был построен храм Чангу Нараям. Это красивый город-поселок на вершине холма. В центре поселка в живописном дворике находится храм, тайну которого хранит время. Храм этот потемнел от старости, он весь украшен затейливой резьбой, колокольчиками, фигурками богов, божеств и их домочадцев. Нам очень он понравился. Может из-за тишины и спокойствия царящих здесь.

Дорога от Храма к Нагоркоту, извилистая очень красива.

Где-то час езды и мы на месте. в Нагаркоте – это милое местечко километрах в тридцати от Катманду, он находится на высоте ~2500 м. Воздух там уже разряжен и как свеж, после смога в Катманду ,вдыхаем полной грудью Это курорт и делать там по большому счету совершенно нечего.

Здесь множество маленьких чудных отельчиков, где из каждого окна открывается прекрасный вид на горную гряду Гималаев.

Однако в честь нашего визита все они были надежно скрыты облаками. Заселились в «Hotel Green Valley» (500 рупий за номер) Мы приехали днем и заночевали, надеясь, что утром погода будет ясной. Заказали обед, плавно перетекший в ужин.

О непальских кушаньях. Очень вкусно, очень разнообразно и очень остро - вот три характерные черты Это много маленьких тарелочек с какими-то разноцветными овощами и фруктами - тушеными, вареными, солеными, маринованными и прочими. Очень вкусен молодой маринованный бамбук. Основу большинства непальских блюд составляет бат - это рис. Дал - мясной или овощной соус, которым заправляют бат. Хлеба не бывает. Вместо хлеба дают чапати - сухие, тонкие хрустящие лепешки своеобразного солоноватого вкуса. Едят непальцы без вилок и ложек, просто правой рукой. Хорошо, что перед этим и после этого моют руки! И хорошо, что иностранцам в виде исключения дают в ресторанах вилки и ложки...

Ну так вот заказали мы рис и куриный суп(это если все что в наших супах есть перетереть до одинаковой массы и добавить чеснока). За обедом познакомились с персоналом .Очень и очень приятные молодые люди (студенты). Из разговора с ними стало понятно что двое маоисты остальные сочувствующие. Вечером нам ребята пели свои непальские песни и танцевали, играли на барабане (не помню, как называется). Затем, попросили нас показать русские танцы, я кроме хоровода ничего не вспомнила. Вообщем душевно посидели.

Тридцать третий день

Следующим утром был густой туман, облака заслоняли далекие горы и не давали увидеть Сагарматху-Джомолунгму-Эверест

Нагаркот расположен на горном гребне и сверху видны живописные пейзажи крестьянских полей которые террасами врезаны в склоны холмов. Все вокруг было зелено и празднично Встретив рассвет и позавтракав в Нагаркоте, мы поехали по живописной дороге (она существует только на карте) в сторону Дхуликель.

Путь лежал через военную базу. Вход на базу был открыт, и многочисленные таблички предупреждали, что фотографировать и вести видеозапись строго запрещено. У ворот располагались пулеметные гнезда и какие-то капониры, везде были солдаты. У нас, как у иностранцев, не проверяли никаких документов. Все солдаты одеты в форму американского образца, вооружены винтовками М16 и выглядят очень солидно, только маленького роста. Мы же ехали дальше, через деревни и рисовые поля.

Нас встречали крестьяне и дети, мы видели их деревенские школы, и все показывали нам дорогу, и никто не был гневен на нас за вторжение в их жизнь. Где бы мы не останавливались, тот час появлялись мясная детвора, с интересом наблюдавшая за нами.

Сегодня неварский Новый год Он наступает в первый день новолуния после праздника Дипавали и летоисчисление отстает от григорианского на 880 лет, таким образом, сегодня наступил 1127 г.

Вообще в Непале четыре Новых года. Первый – международный (2006 г), второй – по лунному календарю, в феврале, третий - непальский (основной 2054 г) – отмечается первого числа месяца Байсах (апрель). Местный календарь Бикрам Самбат состоит из тех же 365 дней и 12 месяцев, но соотнести числа нашего и непальского календарей весьма сложно. И не только потому, что Бикрам Самбат берет начало в середине апреля. Это, кстати, может случиться и 13, и 14 апреля. Главная проблема состоит в том, что месяц здесь может длиться и 29, и 32 дня. А сегодня – четвертый, неварский. Таким образом, мы побывали в прошлом, настоящем и будущем, одновременно.

По дороге заехали в меленькую деревню Панаути, где находится множество маленьких храмов с примерами уникальной резьбы по дереву .Рядом находится школа , детишки приветливы, и напрочь по практиковать свой английский.

Далее -Дхуликель, курортное место на краю долины, известное захватывающими видами гималайских восьмитысячников и просто красивой панорамой гор.

Заселяемся в первую попавшуюся гостиницу « Ravine Sunrise» Где с 35 дол. снижаем стоимость к 500 рупий. Здесь персонал более чопорный – душевности меньше.Мы опять единственные постояльцы в отеле. Мы били в пик сезона в Непале поэтому повторяюсь, НЕ КАКИЕ ГОСТИНИЦЫ В НЕПАЛЕ НЕ НУЖНО БРОНИРОВАТЬ ЗА РАНЕЕ. На месте снять будет дешевле на много.

Закат удолось посмотреть почти без облаков, но слегка в дымке.

Тридцать четвертый день

Подъем ранним утром для встречи восхода солнца из-за вершин Гималаев. Опять все в тумане.

Завтракаем и в дорогу. Быстро приезжаем в Катманду. Затем по кольцевой и на север 8 километров. У подножия высокого холма Шивапури, находится знаменитая Будханилкантха - это образ лежащего в пруде Вишну, от которого произошел весь мир.

. Он был обнаружен в 7-8 веках. Сюда съезжаются паломники. Так как король Непала считается воплощением Вишну, королям запрещено смотреть на образ Нараяна в пруде. Это один из шедевров каменной скульптуры периода Личхавов. Статуя, расположена в центре пруда и кажется держащейся только на поверхности воды. В общем, посередине огороженного пруда, лежит каменный Вишну в ложе из змей, в одной руке у него колесо - самсара. По легенде, крестьянин копаясь на своем огороде вырыл его из земли.

Когда мы подошли, слышалась заунывная струнная музыка. Все покрывал дым из костров. Возможно, поэтому возникло чувство ирреальности происходящего. Внутрь ограды пускают только индуистов. У них здесь свой мир , и они совсем не обращают внимание на нас. И это здорово – мне очень здесь понравилось.

После приезда в Катманду сдали мотоцикл ( без проблем) , забрали паспорт ( оставался под залог) и пошли гулять, медленно, впитывая все маленькие детали происходящего…

Тридцать пятый день.

Снова в Катманду. Торговаться - это признак хорошего тона. Если ты не торгуешься, а просто сразу же платишь первую цену, значит ты - нехороший человек, редиска. первая цена, которую говорит продавец в начале торга, не имеет ничего общего с тем товаром, который продается. Эта цена говорится просто так - для начала разговора. Цена в процессе торговли может быть снижена в пять раз и даже больше. Главное, надо твердо помнить ту цену, на которую сам рассчитываешь. После не очень длительной торговли нужно сказать свою самую-самую-самую последнюю цену, а потом, после притворного отказа со стороны продавца, нужно сделать вид, что уходишь и уходишь окончательно. Но при этом необходимо быть очень убедительным, и тогда продавец окликнет тебя (когда ты отойдешь уже метров на десять-двадцать) и согласится на твою цену. Так было у нас с покупкой сари. Он хотел 3000 рупий а получил 1000, бежал за мной через все площадь уговаривая.

Мы начали с лавок торгующих статуэтками и фигурками. статуэтка Будды, Ганеша (большой 200р.мал. 100р.) Почти на каждом углу есть мастерские где за 200-400 рупий и пару часов вам вышьют понравившийся рисунок на футболке или любой другой одежде. Вышивают исключительно мужчины на допотопнейших машинках, типа «зингер». Я заказала футболку с картой моего маршрута по Непалу и Тибету (275 рупий). Рядом лавки, торгующие шерстяными изделиями. За 700 рупий можно купить прекрасный свитер ручной вязки. Ювелирные украшения, тибетские и кашмирские ковры, шарфы из пашмины, традиционные непальские ножи – кухри, которые до сих находятся на вооружение у гуркхов (воины непальской армии) и разрешены для вывоза, деревянная скульптура, буддийские иконы – танки, вышитые и нарисованные мандалы, чайные лавки с огромным выбором чая (по 140руп. за 200гр. в красивой сумочке),

музыкальные магазинчики с дисками от Beatles до медитационной музыки, а обилие и разнообразие туристического снаряжения… Вобщем часа через три мы совершенно обалдели…

Остаток дня провели бродя по городу. И хотя никто ничего не говорил, на душе было тоскливо. Ведь наше путешествие подходит к концу.

Тридцать шестой день.
Невозможно оторваться от этого изобилия красок и звуков. Двери потрясающей резьбы, развешанное белье слегка закрывает вид на маленький храм и каменные "кружева ", заборчики, увешанные гирляндами желтых и красных цветочных головок, лужицы мыльной пены под ногами (кто-то просто вылил таз после стирки)

Гул разноголосых автомобильных и мотоциклетных сирен. Как умудряются они разъехаться здесь с людьми, ведь понятие "тротуар" в центральной части города просто отсутствует? Удивительно, но никакой агрессии к тебе не проявляют, если ты, задрав голову вверх что-то рассматриваешь, мгновенно блокируешь уличное движение. Тебе будут терпеливо сигналить и пытаться объехать.

Из многочисленной армии средств передвижения глаз сразу выхватывает " тук-тук ". Это нечто совсем экзотичное. Электро- мотороллер с прикрепленным к нему кузовом, в который набиваются несколько человек. Невероятно, но это полноценный общественный транспорт. Останавливается, если успеть постучать по кузову, пока он проезжает мимо.

День тридцать седьмой завершающий.

Надо сказать, что подобные путешествия, хотя и очень увлекательны сами по себе, но их никак нельзя назвать "отдыхом". Процесс получения экзотических впечатлений по столь насыщенному графику - нелегкий труд! В отель мы возвращались зачастую на последнем дыхании, с гудящими ногами и головами. Отдых как раз требуется после такой поездки! Но все равно - это было здорово!!! Всё хорошее - не кончается. Всему хорошему просто нужно передохнуть, чтобы снова развернуться на следующем витке. Пора было возвращаться домой
Уже при выезде в аэропорт (ждали такси) увидели такую картину

В Непальском аэропорту больше всего поразил досмотр на выезде. Проверяли всех подряд и очень тщательно. Залезали в каждую щёлку сумок. Таможенник даже пытался отобрать пальчиковые аккумуляторы (запасные) с фотоаппарата. После не длительного возмущение был вызван старший и аккумуляторы упакованы в конверт и благополучно нам отданы в аэропорту в Карачах после прилета. Благополучно - это не то слово нас 3 человека не выходили из самолета пока не отдадут конверты. (При перелете в Лхасу конверты разносили стюардессы по номерам кресел), нас упрашивали покинуть самолет и что про конверты экипаж ничего не знает. Затем с кем-то связались и сказали, что нам их дадут в аэропорту. Но это уже Карачи ... А сейчас Мы заплатили пошлину при вылете из Непала. Рейс задержали на 1 час. Прошли таможню и полетели…